Ши Янь Мин: детство и юность.

Ши Яньмин

Ши Янь Мин - монах в 34-м поколении шаолиньских монахов - бойцов. С пяти лет его жизнь была неразрывно связана с Шаолиньским монастырем. В нижеследующем интервью Ши Янь Мин рассказывает о своем детстве, о том, как он стал монахом, о трудностях, которые пережил Шаолинь в годы китайской Культурной Революции, а также о принципах тренировки и повседневной жизни монахов знаменитого монастыря. Данное интервью было взято у Ши Янь Мина в начале 1999 года в Америке, где он живет вот уже несколько лет, пропагандируя и развивая шаолиньское кун фу в странах Запада.

Прежде чем появятся ветви, существуют корни. Поэтому рассказ о себе я начну с рассказа о своих родителях. Мой отец вырос в очень бедной семье. Фактически, у них даже не было дома; семье приходилось ходить от двери к двери и просить милостыню, чтобы хоть как-то прокормиться, так что отец никогда не ходил в школу. Но, не смотря на все перипетии жизни, он учился самостоятельно, был хорошим писателем и замечательным каллиграфом. Семья моей матери была более обеспеченной. Она, подобно многим другим девушкам того времени, была необразованной и воспитывалась, чтобы в будущем стать матерью и вести домашнее хозяйство.

Я был седьмым ребенком из девяти. Прежде чем я родился, двое моих старших братьев и старшая сестра умерли от голода. Это случилось в конце 50-х, в то время, когда Мао Цзэдун начинал преобразования в стране. Тогда все только и кричали о том, что жизнь у нас просто замечательна, хотя, конечно, это была неправда. Но сколь не печальны эти события, они подобны погоде - мы не в силах их изменить. Поэтому в такие минуты каждый должен попытаться проявить больше сострадания и понимания, чтобы помочь другим.

Я родился в деревне Чжумадянь провинции Хэнань в Центральном Китае, в канун нового 1964 года. Согласно китайскому традиционному календарю это был год Дракона, так что мне ужасно повезло. Но,несмотря на этот, казалось бы, благоприятный знак, я чуть не умер, когда мне было 2 или 3 года. Думая, что потеряют четвертого ребенка и, пытаясь спасти меня, родители потратили все деньги на лекарства. Отцу даже пришлось продать свою особую кисть для каллиграфического написания иероглифов. Но никто из докторов не смог помочь и родителям пришлось оставить попытки вылечить меня. Мое тело было холодным, глаза не открывались и все подумали, что я умер. Тогда меня завернули в одеяла, чтобы просто выбросить (семья наша была слишком бедна, чтобы устроить подобающие похороны). По дороге из деревни моих родителей остановил какой-то человек, который спросил, что за беда стряслась и почему они плачут. Узнав о случившемся, он сообщил, что является специалистом по акупунктуре и хочет попытаться спасти меня. Прямо на улице он развернул одеяла, в которые я был завернут и достал свои иглы. Так уж случилось, что своим чудесным искусством тот человек вернул меня к жизни, и я верю, что это был бодхисаттва, посланный Буддой, чтобы спасти меня.

Когда мне было 5 лет, мои родители, будучи буддистами и, беспокоясь из-за моих постоянных болезней, отдали меня в Шаолиньский монастырь. Не воображайте, что это случилось так, как обычно любят изображать в фильмах о кун фу. Все было гораздо проще. Нужно помнить, что эти события произошли в разгар Культурной Революции. Религия была тогда в "черном списке", а ее последователи жестоко преследовались. В монастыре не было никакого настоятеля в желто-красных одеяниях, с бритой головой и длинной белой бородой. Никто не носил монашеских ряс вплоть до окончания Культурной Революции в 1980 году. Следует сказать, что Шаолинь разрушался на протяжении долгой истории Китая не только при Мао Цзэдуне, но и многочисленными враждующими династиями. Тем не менее, его никогда не удавалось разрушить окончательно, хотя от всего монастырского комплекса и оставались лишь фундамент да несколько стен. Вот и теперь мы можем видеть, что за последние 10 лет он был заново отстроен.

Итак, меня отвели к главному монаху Ши Син Чжэню. К тому времени в монастыре не было настоятеля уже на протяжении 300 лет. Ши Син Чжэн был назначен настоятелем в 1986 году, но умер 7 месяцев спустя. Мне не нужно было демонстрировать кун фу: ему было достаточно просто взглянуть на меня. Дело в том, что когда вы достигаете очень высокого уровня в своей практике, вы приобретаете способность читать по лицам людей и т.о. знаете о них все. Так или иначе,мои родители были счастливы вверить мою судьбу Будде.

Попав в монастырь, я получил новое имя. В миру меня звали Дуань Гэньшань, мои же учителя дали мне монашеское имя Ши Янь Мин. "Ши" означает Шакьямуни, основателя буддизма; эту фамилию принимают все буддийские монахи, поскольку они следуют по стопам Будды. "Янь" означает, что я стою в 34-м поколении шаолиньских монахов. "Мин" имеет 2 значения: 1. "вечный", подобно движению солнца и луны; 2. "никогда не прекращающийся и не останавливающийся", подобно постоянно вращающемуся колесу Дхармы (Учения Будды).

В то время в Шаолине было всего 16-17 монахов, и я был одним из самых молодых. Большинству же старших было уже за 70. Некоторым может показаться, что 5 лет - слишком ранний возраст для того, чтобы оказаться в монастыре, вдали от дома. Но не все люди одинаковы. Мои же учителя заботились обо мне, как о собственном сыне и я их очень любил. Постоянно оставаться в монастыре было опасно, т.к. приверженцы Мао располагали абсолютной властью и могли делать все, что им вздумается и когда вздумается. По этой причине никто из монахов не рисковал жить в Шаолине постоянно, и я имел возможность навещать родителей, хотя их дом находился в двухстах милях от монастыря. Иногда мне даже приходилось жить с ними, т.к. в храме было слишком опасно.

Моими первыми учителями были Лю Шин И и Шэн Пин Ань - они учили меня кун фу и акупунктуре. В то время в Шаолине не было стен, и он был абсолютно открыт: разные люди приходили и уходили. Поэтому, хотя я и жил в монастыре, у меня были учителя также и за его пределами, у которых я обучался физиогномике и гаданию по ладони.

В стенах монастыря я начал изучать кун фу и чань. К этому не было никаких особых правил, все постигалось естественным образом. Я многое смог понять и усвоить, но вскоре мои учителя увидели, что я был не только очень сообразительным, но и очень испорченным. Я был как маленькая обезьянка - не проходило и дня, чтобы я не сыграл с кем-нибудь шутку. За это учителя, бывало, наказывали меня и даже били, но это в Китае в порядке вещей.

Своего наставника по буддизму Ши Юн Чэня я встретил почти сразу после того, как попал в монастырь, но не начинал серьезно заниматься, пока мне не исполнилось 14 или 15 лет. Я понял Чань и достиг просветления очень рано. Чань буддисты считают, что возможно получить пробуждение внезапно, например, просто гуляя по улице. Я не помню, произошло ли это в какой-то конкретный момент, но это случилось очень рано. Все вдруг стало простым и ясным, но в то же время исполненным глубокого смысла.

Жизнь в монастыре была простой и полной трудностей. Вот примерный распорядок дня, которого мы придерживались:

4:30 подъем, тренировка в течение 2-х часов;
6:30 завтрак (тоу фу и овощи);
7:00-8:00 чтение, молитва или медитация;
8:00-11:30 тренировка, изучение буддизма, молитва; уборка, хозяйственные работы;
11:30 обед (лапша, рис, маньтоу); отдых;
13:00-17:30 тренировка; молитва;
17:30-18:00 ужин; 18:00-19:00 отдых;
19:00-22:00 тренировка.

Спали мы на деревянных лежанках. Вместо подстилки мы использовали одеяло, а вместо подушки - одежду. Это было не только удобно, но и полезно для позвоночника. В Шаолине не было электричества до 1981 года, водопровода - до 1986. До этого мы набирали воду в горных речках или из колодца. Даже и сейчас водопровод снабжает монастырь лишь холодной водой.

До открытия Шаолиня в начале 80-х мы могли есть мясо в самом монастыре, но теперь, когда нас посещают монахи из других обителей, мы не знаем этого. Дело в том, что танский император Ли Шиминь в награду за то, что шаолиньские бойцы помогли вернуть ему трон, издал указ, в котором монахам Шаолиня разрешалось есть мясо и пить вино. Как раз эта история послужила сюжетом для фильма "Шаолиньский монастырь" с Джетом Ли в главной роли.

"Шаолиньский монастырь" - это фильм, который изменил все. После его выхода в прокат, Шаолинь стало посещать много туристов, и наша повседневная жизнь изменилась, т.к. нам приходилось выкраивать время, чтобы присматривать за многочисленными посетителями. Но в этом есть и своя положительная сторона: все больше людей посещают знаменитый монастырь, узнают о боевых искусствах и чань буддизме.

Я надеюсь, что эта статья поможет людям узнать больше о Шаолиньском монастыре, шаолиньских боевых искусствах. Кун фу и Чань - системы мощные и очень действенные. Они помогли мне в тяжелые времена и могут помочь каждому. Я советую всем, кто интересуется кун фу, приехать в китайский монастырь, или посетить меня здесь, Нью Йорке. Но если, приехав в китайский Шаолинь, вы увидите множество туристов и безделушек для продажи, или же, приехав в Нью Йорк, не увидите монастыря в окружении лесистых гор, не удивляйтесь и не разочаровывайтесь. Раскройте свой ум и свое сердце. Верьте в себя, доверяйте себе и вы найдете ответы на все ваши вопросы. Амитофо.

Адрес Ши Янь Мина в Америке:
U.S.A. Shaolin Temple, 678 Broadway
3 rd flr, New York NY 10012.
(212) 358-7876 fax: (212) 358-7879.

(статья из журнала KUNGFU dec/jan 1999)

Назад