Специфические особенности шаолиньского ушу

1.Лаконизм и простота движений, строгость и компактность комбинаций, четкость ритма, быстрота атаки и защиты, не знающая преград целеустремленность, сила и ловкость.

Преобладание в действиях мужского, жесткого начала (ган), но в последнем присутствует и женское, мягкое начало (жоу). Активное взаимодействие ган и жоу.

Принципы стратегии и тактики боя:

- внутри — покой, снаружи — свирепость;

- сочетание «пустого» (сюй) и «полного» (ши). В «пустом» должно быть «полное», чтобы неожиданно «схватить» противника. В «полном» должно быть «пустое», чтобы противник вдруг «провалился в яму»;

- крикнуть на восток, ударить на запад, показать вверх, ударить вниз, притвориться атакующим и отступить, притвориться отступающим и атаковать;

в неблагоприятный момент отступить и заманить в западню противника, в выгодный момент стремительно и мощно атаковать;

- довольствоваться в бою пятачком, «на котором бы улеглась корова», т.е. уметь выявить все свои качества даже на самой ограниченной площадке. «Сражаться на нити», т.е. уметь оставаться на одной прямой, «поднимаясь и опускаясь, атакуя и отступая». Выверенность перемещений в шаолиньском ушу доказывает четкая схема следов, оставленных на каменном полу монастырского «зала тысячи Будд» поколениями обучавшихся боевым искусствам монахов;

- в бою необходима сила (ли), сила рождается из жизненной энергии (ци). В течении ци важна неспешность, в использовании ци важна быстрота;

- секрет искусства медленного и быстрого заключается в дыхании. Правила ведения боя собраны в образном изречении: «изящный, как кошка; воинственный, как тигр; ступающий, как дракон; действующий, как молния; кричащий, как гром; движущийся, как ветер; стоящий, как гвоздь; тяжелый, как гора; легкий, как гусиный пух; мягкий, как вата; твердый, как железо».

Достигший такого мастерства приобретает силу «двух тигров и девяти буйволов».

 

Общие правила и представления в системе
шаолиньских боевых искусств

О шести соответствиях

Внешние соответствия: плечи соответствуют бедрам, локти — коленям, кисти — стопам.

Внутренние соответствия; сердце (синь) соответствует мысли (и), мысль соответствует энергии (ци), энергия — силе (ли).

Внутренние и внешние соответствия взаимосвязаны.

О трех звеньях

У тела: руки — верхнее звено ("верхушка"), туловище — среднее звено ("сердцевина"), ноги — нижнее звено ("корень"). У руки — кисть, локоть, плечо. У туловища — голова, сердце, область «дань-тянь». У ноги — стопа, колено, бедро. Все звенья связаны между собой. «Верхушка» увлекает за собой «сердцевину», а за ними следует «корень»;

О четырех представителях

Волосы представляют кровь, ногти — связки и сухожилия, зубы — кости, язык — мышцы.

О пяти стихиях и пяти органах

Стихия

металл

дерево

вода

огонь

земля

Внутренний орган

легкие

печень

почки

сердце

селезенка

Внешний орган

нос

глаза

уши

полость рта и язык

точка жэнь-чжун (впадина над верхней губой)

О восьми способах движения тела

Поднимание, опускание, наступление, отступление, опрокидывание, уворачивание, сжатие, распрямление.

«Подниматься поперек, опускаться вдоль; наступать низко, отступать высоко; опрокидываться, защищая спину; уворачиваться, защищая бока; сжиматься, как кошка в засаде; распрямляться, как выпрыгивающий тигр».

О трех качествах

«Три качества необходимо вырабатывать: для глаз — зоркость, для ушей — чуткость, для сердца — отвагу. Если глаза и уши вовремя не реагируют, а сердце не освобождается от страха, то трудно избежать ошибок. Перед боем нужно постоянно быть начеку; сохраняя улыбку и учтивые манеры, внутренне готовиться принять меры предосторожности».

О высшем мастерстве

«Тигр выпускает когти, не думая о них, но жертва не может скрыться. Дракон использует силу, не замечая ее, однако гора не может устоять».


|Продолжение|