1.Лаконизм и простота движений, строгость и компактность комбинаций, четкость ритма, быстрота атаки и защиты, не знающая преград целеустремленность, сила и ловкость.
Преобладание в действиях мужского, жесткого начала (ган), но в последнем присутствует и женское, мягкое начало (жоу). Активное взаимодействие ган и жоу.
- внутри — покой, снаружи — свирепость;
- сочетание «пустого» (сюй) и «полного» (ши). В «пустом» должно быть «полное», чтобы неожиданно «схватить» противника. В «полном» должно быть «пустое», чтобы противник вдруг «провалился в яму»;
- крикнуть на восток, ударить на запад, показать вверх, ударить вниз, притвориться атакующим и отступить, притвориться отступающим и атаковать;
в неблагоприятный момент отступить и заманить в западню противника, в выгодный момент стремительно и мощно атаковать;
- довольствоваться в бою пятачком, «на котором бы улеглась корова», т.е. уметь выявить все свои качества даже на самой ограниченной площадке. «Сражаться на нити», т.е. уметь оставаться на одной прямой, «поднимаясь и опускаясь, атакуя и отступая». Выверенность перемещений в шаолиньском ушу доказывает четкая схема следов, оставленных на каменном полу монастырского «зала тысячи Будд» поколениями обучавшихся боевым искусствам монахов;
- в бою необходима сила (ли), сила рождается из жизненной энергии (ци). В течении ци важна неспешность, в использовании ци важна быстрота;
- секрет искусства медленного и быстрого заключается в дыхании. Правила ведения боя собраны в образном изречении: «изящный, как кошка; воинственный, как тигр; ступающий, как дракон; действующий, как молния; кричащий, как гром; движущийся, как ветер; стоящий, как гвоздь; тяжелый, как гора; легкий, как гусиный пух; мягкий, как вата; твердый, как железо».
Достигший такого мастерства приобретает силу «двух тигров и девяти буйволов».
Внешние соответствия: плечи соответствуют бедрам, локти — коленям, кисти — стопам.
Внутренние соответствия; сердце (синь) соответствует мысли (и), мысль соответствует энергии (ци), энергия — силе (ли).
Внутренние и внешние соответствия взаимосвязаны.
У тела: руки — верхнее звено ("верхушка"), туловище — среднее звено ("сердцевина"), ноги — нижнее звено ("корень"). У руки — кисть, локоть, плечо. У туловища — голова, сердце, область «дань-тянь». У ноги — стопа, колено, бедро. Все звенья связаны между собой. «Верхушка» увлекает за собой «сердцевину», а за ними следует «корень»;
Волосы представляют кровь, ногти — связки и сухожилия, зубы — кости, язык — мышцы.
Стихия
|
металл
|
дерево
|
вода
|
огонь
|
земля
|
Внутренний орган
|
легкие
|
печень
|
почки
|
сердце
|
селезенка
|
Внешний орган
|
нос
|
глаза
|
уши
|
полость рта и язык
|
точка жэнь-чжун (впадина над верхней губой)
|
Поднимание, опускание, наступление, отступление, опрокидывание, уворачивание, сжатие, распрямление.
«Подниматься поперек, опускаться вдоль; наступать низко, отступать высоко; опрокидываться, защищая спину; уворачиваться, защищая бока; сжиматься, как кошка в засаде; распрямляться, как выпрыгивающий тигр».
«Три качества необходимо вырабатывать: для глаз — зоркость, для ушей — чуткость, для сердца — отвагу. Если глаза и уши вовремя не реагируют, а сердце не освобождается от страха, то трудно избежать ошибок. Перед боем нужно постоянно быть начеку; сохраняя улыбку и учтивые манеры, внутренне готовиться принять меры предосторожности».
«Тигр выпускает когти, не думая о них, но жертва не может скрыться. Дракон использует силу, не замечая ее, однако гора не может устоять».