В заключение хочется добавить, что согласно уставу, разработанному знаменитым наставником Байчжаном, в чаньском монастыре "Зал Будды" вообще необязателен, также как и его изображение. Его обычно заменяет "Зал Дхармы" (Фа тхан), где монахи должны заниматься медитацией, именно этот зал и должен составлять сердце Чаньского монастыря. Интересно также, что на самых ранних скульптурных композициях индийского буддизма, фигура самого основателя Учения почти никогда не изображалась, ученики как бы группировались вокруг "пустого места", где должен был находиться Будда. "Иногда вместо Будды изображался лишь след его стоп" (Смирнов Б.Л. Очерк о Санкхье). В Китае, в первые века развития учения, Будды ставились, в основном, в тех монастырях, куда был открыт широкий доступ посетителей, и там где наибольшее внимание уделяли ритуально и обрядовой практике (люй пхай), или там где проводились заказные службы, по просьбе высоких сановников.

Назад Далее

Карта монастыря