Сен Цхань.

3-й патриарх Чань.

  После того, как Хуэй Кхэ покинул Шаолинь, Сен Цхань управлял всеми делами монастыря.

  Сен Цхань, родовая фамилия Тхяо Ши, родом из округа Жу. С рождения разъезжал вместе с родителями в цирковой труппе. В 17 лет случайно подрался с окружным чиновником, и пришлось бежать из родной деревни. По совету знакомого буддиста-мирянина пришел в Шаолинь, чтобы стать монахом. Когда Хуэй Кхэ ушел в Гуаньчжоу поклониться индийскому монаху Дамо, Сен Цхань с многими другими отправился искать реального чаньского Учителя. Перед уходом, он поклялся вернуться и привести настоящего учителя чань (медитации), чтобы вдохнуть новую жизнь в монастырь, распространить учение.
  В то же время Хуэй Кхэ уже просил Дамо войти в Шаолинь, руководить буддийскими практиками.Что касается простых монахов, они лишь прибавились...
  Спустя два года после возвращения Сен Цханя в Шаолинь, он еще не видел Учителя Дамо, ведь Дамо медитировал в пещере Нефритовая Грудь, сидя лицом к стене, не общаясь ни с кем.
  Сен Цхань очень хотел стать учеником Дамо. И вот наступила весна 3-го года. В один из дней,пользуясь тем, что Дамо вышел из пещеры размяться, Сен Цхань, при поддержке Хуэй Кхэ, проднялся на гору и поклонился Дамо. Дамо, прикрыв глаза, спросил: "Кто стоит на коленях?". "Шифу, это я, Сен Цхань" - осмелев, ответил Сен Цхань. Хуэй Кхэ, чутко уловив настроение Учителя, быстро встал на колени и молвил: "Шифу, Сен Цхань уже много лет как монах здесь, сегодня он специально пришел увидеть Вас, почтеннейший."
  Дамо едва приоткрыл глаза, слегка улыбнулся и сказал: "Имеющий что сказать пусть говорит завтра, а мне нужно медитировать". Сказав так, развернулся и ушел в пещеру. Хуэй Кхэ отвел Сен Цханя в сторону и вполголоса сказал:"Завтра опять приходи поклониться Учителю";. Сен Цхань кивнул и вслед за Хуэй Кхэ спустился обратно в монастырь. На следующий день рано утром Сен Цхань опять поднялся к пещере. Перед тем Хуэй Кхэ обучил его, как правильно разговаривать, и Сен Цхань обещал так и сделать. И когда Дамо вышел из пещеры, Сен Цхань сделал все, как и говорил Хуэй Кхэ. Однако, получилось все наоборот, Дамо не принял ученика, повернувшись, скрылся в пещере.
  Сен Цхань врнулся в слезах, плакал три дня, не показываясь. Хуэй Кхэ, узнав об этом, все рассказал Дамо, тот не промолвил ни слова.
  И лишь за три дня до ухода из Шаолиня, Дамо принял Сен Цханя в ученики. В день смерти Дамо, Сен Цхань вслед за Хуэй Кхэ возвращался в монастырь после похорон. Хуэй Кхэ горестно молвил: "Так трудно видеть этот уход Учителя!". Сен Цхань, взглянув на него, сказал: "Я понимаю то, что чувствовал Учитель. Мы, монахи, должны опираться на следующее: с раннего утра до заката счастье мира радости - это отсутствие концепций, а не их осуществление". После этих слов уже никто ничего не сказал.
  Вскоре после того, как в Шаолине остановился пожить один путешественник, Хуэй Кхэ пришел в зал Дхармы, приблизился к изображению Будды и поклонился 12 раз. Выпрямившись, он поднял голову и сказал: "С уважением прошу всех монахов пройти в зал Настоятеля на собрание, мне надо что-то сообщить...". После чего первым вышел из зала Дхармы. И, как и предпологал ранее Сен Цхань, каждый монах, один за другим, говорили: "Видимо настоятель хочет уйти, надо его попросить остаться!".
  "Дан! Дан! Дан!" - колокол у входа в зал Настоятеля прозвучал три раза. Умудренные опытом старые монахи уже догадались, что грядут большие перемены. Многие с тоской и волнением подходили к воротам; сложив ладони, опустив головы, безмолствовали.
  Когда собрались старые и молодые монахи, Хуэй Кхэ вышел из комнаты настоятеля и сказал: "Прошу собравшихся учителей успокоиться!", после чего встал на колени и поклонился. При виде этого не было человека, который бы не удивился; все бросились на колени кланяться. Хуэй Кхэ встал и сказал: "Подимитесь все быстрее!" - и, глядя на него все встали. Хуэй Кхэ молвил: "Мне надо уходить отсюда. Что касается того, куда я пойду...Сначала пойду поклониться Учителю, а после займусь своими делами. Всеми буддийскими делами монастыря пусть управляет мой ученик Сен Цхань, с сегодняшнего дня он переезжает в комнату настоятеля и вникает в управление делами".
  Сен Цхань воскликнул: "Учитель!" и упал на колени. Вслед за ним все монахи тоже опустились на колени, умоляя: "Шифу, не уходи! Шифу, не уходи!..."
  Тем не менее Хуэй Кхэ ушел. Сен Цханю ничего не оставалось, как стать настоятелем.

   В течении двух лет, что Сен Цхань был настоятелем Шаолиня, истинный Чань постепенно приходил в упадок. Монахов, покидающих монастырь становилось все больше, а приходящих жить в Шаолинь - все меньше. Сен Цхань был в унынии. Однажды он в одиночестве поднялся в пещеру Дамо, и вспоминая Учителя, испытал угрызения совести.
   Когда он покидал пещеру, то случайно увидел, что на каменной глыбе, перед которой сидел Учитель, появился образ, изображение Дамо. Складки одежды, узор на ткани можно было увидеть смутно и расплывчато, словно слабые мазки на написанном жидкой тушью портрете. Радости Сен Цханя не было предела! Вместе с другими монахами он отнес эту каменную глыбу в монастырь и поставил в Зал Великих Драгоценностей. Позже неизвестный поэт написал на боку камня стихотворение:

В Шаолине есть камень, все говорят - там человек.
Смотришь внимательно - там человек, хотя очевидно, что камень.
Что за камень? Это камень у стены. Что за человек? Это Будда у стены.
Внук князя 9 лет просидел у стены, 9 лет у стены - и стал буддийским патриархом.
Стал патриархом, тело совершенно опустошил.
Исчезло тело, очистились и камень и человек, и волшебный камень запечатлел все формы.
И Шаолинь вошел в тысячелетнюю традицию Чань!

   Сен Цхань, прочитав это, словно обрел сокровище, немедленно послал людей высечь это стихотворение на каменной стелле и поставить ее рядом с камнем.
   Позже один молодой монах, тренируясь толкнул ладонью камень Дамо и перевернул его. Это разгневало Учителя Сен Цханя. Он ногой пнул монаха так, что тот отлетел на несколько чжанов, да еще Сен Цхань велел четырем монахам проследить, чтобы молодой монах простоял на коленях перед камнем 3 дня и 3 ночи.
   С того времени Сен Цхань ввел в соответствии с буддийскими правилами запреты и ограничения, и четыре заповеди, специфичные для Шаолиня, а именно:

5 запретов: на убийство, воровство, разврат, ложь, употребление спиртных напитков.
4 запрета: не спать на высоких и широких кроватях, не принимать пищу в неположенное время, не пользоваться парфюмерией, не носить серебрянных и золотых украшений (имеются ввиду любые укращения тела :прим.переводчика).
4 заповеди: Во сне продобен луку (т.е. быстро просыпаться), сидя подобен колоколу (т.е. устойчиво), двигаться как ветер, стоять как сосна.
Если же монах осмелится войти в зал медитации, и там смеяться, чесаться, бегать туда-сюда, праздно шляться, то будет наказан и бит палками.
   Однажды так случилось, что три старых монаха нарушили монастырский устав, поставив Сен Цханя в трудное положение. Он созвал их в комнату настоятеля и сказал:
   "Учителя, вы нарушили правила монастыря, как к этому отнесутся другие монахи?"
   Один из уважаемых монахов сказал:
   "Я не верю в Чань, и хочу уйти из Шаолиня!"
   Сен Цхань ответил:
   "Истинной традиции Чань патриарха Дамо вы не следуете, так что можете уходить, но этим вам ни за что не поколебать чистый источник моих заветов и правил."
   Монахи промолчали и покинули Шаолинь.
   В десятый год правления династиии Суй (560г.) при дворе узнали, что Сен Цхань - ученик Дамо, и призвали явиться в столицу. Сен Цхань, чтобы избавить Шаолинь от зависимого положения, ушел из монастыря и поселился в монастыре Кхай Шань. Что касается приглашения в столицу, то он лишь улыбнулся.

Назад