- Интервью с главным наставником по БИ монастыря Шаолинь Учителем Ши Янь Лу.
- БИ это "боевые искусства".
- Шаолинь это буддийский монастырь, расположен в центральном Китае в провинции Хэнань в горах Суншань. Полное название Суншань Шаолиньсы, что означает "монастырь Шаолинь в Суншань", в отличии от монастырей Шаолинь из других провинций.
- "Шаолинь" состоит из двух частей: "Шао" - название горы на которой находится монастырь, и "линь" - лес...полное название Суншань Шаолиньсы переводится, как "монастырь в лесу на горе Шао в горах Сун".
- "шаолинь цюань" буквально значит "шаолиньский кулак", это название стиля БИ, зародившегося в монастыре Шаолинь. В настоящее время существует два вида шаолиньцюань - спортивный стиль ушу и традиционная система БИ, чаще называемая просто "шаолинь".
- Ушу и кунфу (часто неправильно произносится - кунгфу, конгфу, конфу, гонгфу, гонфу), в настоящее время это разные слова, означающие практически одно и то же...только "ушу" в основном относится к спортивным системам, а "кунфу" подразумевает традиционные.
- Термин "ушу"(wu shu) - переводится как "воинские искусства", и относится к любому виду воинской деятельности, например, строевая подготовка..."кунфу"(gong fu) - означает "мастерство; уровень владения чем-то, достигнутый в результате долгой практики". Транскипция "gong fu" читается по русски, как "кунфу" или "гунфу"..."g" произносится как глухая "к", сочетание "ong" читается как "ун", поэтому прозносится все же ближе к "кунфу". "Кунфу" в настояще время в основном относится к БИ, на западе "кунфу" называют все восточные БИ...в самом Китае "кунфу" может обозначать абсолютно любую, мастерски исполняемую работу.
- Да, можно сказать, что Шаолинь это академия, где занимались огромным количеством стилей и систем, объедененных одной базово-идеологической доктриной...что и называется стилем "шаолинь". Более подробно об этом можно узнать или у нас на сайте или на сайте С. Березнюка - http://shaolinwushu.narod.ru. В России есть еще несколько школ, кроме нашей, которые занимаются или пытаются заниматься шаолинем. В Москве, кроме нашего филиала, шаолиньцюань в виде одной из дисциплин представлен в МФШБИ(МФУ) - Международная Федерация Шаолиньских Боевых Искусств (Московская Федерация Ушу), и ФУР - Федерация Ушу России. В Питере, кроме нашей секции, есть так же пара школ шаолиньцюань. Ну и в разных городах России открыты филиалы ФШБИ или ФУР.
- МФШБИ(МФУ) это организация, основанная известным в прошлом популяризатором ушу Алексеем Александровичем Масловым. URL http://www.kungfu.ru
- Федерация Ушу России, президент федерации г. Г.Н.Музруков. URL http://www.wushu-russ.ru
- Каратэ это японское БИ, а ушу - китайское.
- После соcжения в 1928 г. осталось только несколько дворов в северной части монастыря. В 30-40-х годах максимальное число монахов едва доходило до 30. Например, В 66 г. в монастыре жило всего 9 монахов. Середина 20-го века - было тяжелое смутное время, японская оккупация Хэнани, голод и разруха. Но Шаолинь жил, и монахи продолжали заниматься кунфу...это время славится такими великими мастерами, как: Дэ Кэнь, Су Си, Чжэн Сюй и др.
- Все монахи в той или иной степени имеют представление о кунфу и цигун. Кунфу помогает медитации, цигун - здоровью. Кулак и чань - одно тело. У этих методов одна цель, но разные способы. Тренировка тела это одна из неприменных практик монастыря Шаолинь, завещанная Дамо. Поэтому можно сказать, что все монахи Шаолиня проходят через нее.
Каждый буддийский монастырь имеет свои специфичные методы тренировки в зависимости от традиций монастыря и учителей, живущих в нем. В Шаолине например такая. Но это не значит, что монахи всех остальных монастырей должны заниматься кунфу. Мир должен быть разным, многоцветным. И методы достижения истины для разных людей различны.
- Можно сказать, что в монастыре существует единая базовая методика обучения, хотя у разных учителей может быть свой стиль обучения. Цзипэньгун (базовая техника), безусловно, одна и та же. Все ученики изучают сяохунцюань, тахунцюань, тунбэйцюань и др. базовые таолу, но у каждого учителя может быть свое применение...
Да, в монастыре существует единая программа обучения. Хотя об этом и нет записей, но методики передаются изустно от учителя к ученику.
- Я слышал, что настоятель был в Москве по рабочим вопросам. По роду своей деятельности он встречается с разными людьми в разных странах, укрепляя авторитет Шаолиня. Но у монахов не принято обсуждать чужие дела, монахи говорят лишь о своих делах, но не о чужих...
- Монаха Янь Вэя я не знаю...знаю лишь, что монах Янь Бинь одно время жил в Шаолине, а теперь по заданию настоятеля он работает в Москве.
- Я слышал, что кто-то занимается сборным тайцзицюань в Шаолине...но на самом деле "шаолиньским тайцзи" называют жоуцюань(мягкий кулак) и цигун, это и есть традиционная шаолиньская методика укрепления здоровья и долголетия. Да и основа тайцзицюань, безусловно, взята из Шаолиня..все комлексы тайцзицюань и приемы анологичны шаолиньским. Сам тайцзицюань, по сравнению с шаолинем, довольно молодой стиль.
- Какой таолу тайцзицюань преподает Янь Бинь, я не знаю.
- прим. - См. выше вопрос №6
- Спасибо, очень хорошо. (прим. переводчика - как сказал г-н Ши Янь Лу, благодаря занятиям цигун, кунфу и ведения чистой монашеской жизни)
- Детей на обучение берут с 6-ти лет. Не очень давно в нашей школе около 2-х лет обучался 6-ти летний ребенок из Германии, но он очень хорошо говорил по-китайски.
- Я считаю, что никиких еретических направлений в БИ не существует. Но существуют "недоделанные" ученики, которые недоучившись пытаются выдумать свою технику...например, некоторые, проучившись в Шаолине неделю, пытаются открыть свою школу. А вообще-то, каждый находит свое направление, главное чтобы помогало в жизни. Если система долго живет, и на протяжении многих лет доказала свою эффективность, то это настоящая традиция. А неправильные системы угасают сами собой.
- Если монах ушел из монахов, а потом снова решил вернуться, то он уже не признается монахом. Такой человек считается послушником в миру.
- Монах не может жениться, есть мясо, пить вино...за нарушение любой из монашеских заповедей монах может быть выгнан.
- Монахом может стать любой, разделяющий буддийскую доктрину, никаких ограничений нет. Но для этого он должен постоянно жить в Китае (прим.- а для этого должен иметь китайское гражданство). При достаточной добродетельности и упорстве в обучениии, монахом можно стать через 2-3 года послушничества, а некоторые и через пол-года становятся монахами. Послушник сначала живет в монастыре, и мы наблюдаем за его поступками, речью и привычками, даем ему различные поручения...главное, чтобы он был склонен к добродетельному образу мысли. А затем он принимает монашеские обеты.
- Все монахи обязательно изучают Дхарму, и вусэны, и вэньсэны.
- Разница между спортивным и традиционным ушу без сомнения есть...но в основном это разница в уровне учеников. В спортивных шаолиньских школах используются, безусловно, упрощенные методики преподавания, поскольку стоит задача быстрого освоения техники для большого количества людей. В традиционном монашеском ушу совсем не так. Традиционная методика требует гораздо большего времени и большей концентрации мысли. Например, один только сяохунцюань тренируют три года...а в спортивной школе сяохун изучают за 1 месяц.
- Женщины есть в шаолиньских школах ушу, есть даже преподаватели-женщины. Разница в обучении не по половому признаку, а в количестве трудолюбия и упорства.
- То, что Дамо 9 лет сидел в пещере, никто из монахов не сомневается...я считаю, что Дамо при этом переодически разминался, и от этого и пошло шаолиньское ушу.
Благодарим уважаемого Учителя Ши Янь Лу за предоставленную нам возможность узнать больше правды о современном Шаолине. Мы признательны Вам за возможность получить информацию из первых рук. Надеемся на дальнейшее сотрудичество в области развития традиционных шаолиньских боевых искусств.
Я знаю, что Вы были во многих странах, но не были еще в России, поэтому приглашаем Вас к нам в гости.
Амитофо!
Провинция Хэнань, монастырь Шаолинь, приемная главного наставника монастыря по БИ г. Ши Янь Лу.
18 августа 2005 г., 16.42 по местному времени.
Задавал вопросы и переводил руководитель Русского Центра Ушу Анатолий Михайлович Ковган.