Статья А.М. Ковгана, руководителя Русского Центра в Шаолине
Мастерство стоит жизни.
Основные принципы Шаолиньской системы
Мастер "по-шаолиньски" – это тот, кто растворил свое «я» в природе мира. Хороший боец действует кулаком, мастер действует посредством энергии, а мудрец с помощью мысли прекращает конфликт до его возникновения, победив страсти внутри себя.
Описывая систему шаолиньских упражнений, можно сказать, что она состоит из трех больших разделов или трех уровней тренировок:
1. Внешняя работа - "вай гун".
Тренировка основывается на следующих принципах:
упражнения включают в себя "кулак", т.е. кулачные приемы для рук, ног, глаз, головы, поясницы, захваты, броски, подсечки, и «гун» - особую наработку тех или иных умений: скорости, выносливости, силы, устойчивости, гибкости суставов, способности выдерживать любые виды ударов и силовых воздействий, а так же специальную акробатическую подготовку;
координация 6 внешних соединениях, т.е слаженная работа суставов всего тела (ладони-ступни, колени-локти, плечо-бедро). Только такие движения считаются правильными и ведут к успеху в тренировке;
шаолиньские приемы сложны в освоении, просты в применении, в них используются принципы естественных движений тела, гармоничное сочетание расслабления-напряжения, в них нет пустых движений или действий; все приемы сугубо практичны;
принцип цикличности - все движения округлы, вращательные траектории способствуют концентрации, накоплению энергии и эффективному выбросу силы;
для тренировки не требуется много места, по шаолиньскому выражению, «кулак бьет там, где может улечься корова»;
в приемах главное не количество ударов и физическая сила тренирующегося, а скорость, точность и умение;
тренировка включает не только работу с собственным телом, но занятия с разными видами оружия (длинное, короткое или гибкое), базовыми из которых являются 18 видов: меч, пика, меч дао, меч цзянь, алебарда, кинжалы, двух-трехзвенный цеп и т.д. В общем, число стилей шаолиньского оружия безгранично. Идея такой работы сводится к тому, что в качестве оружия может использоваться любой подручный предмет, изначально не предназначенный для боя - веер, метла, палочки для еды, тапочки и пр.
2. В энергетическом аспекте:
основой всех упражнений служит гимнастика цигун, она дает возможность концентрировать и направлять энергию тела в нужный участок;
во время движения энергия ци пронизывает все каналы и сочленения, соблюдается принцип баланса энергии полученной и растраченной. В покое осуществляется набор энергии, в движении – выброс. Сочетание покоя и движения, напряжения и расслабления – основной принцип всех китайских оздоровительных систем;
энергия ци управляется и контролируется с помощью дыхания, ум, дыхание и движение сплавлены воедино;
в ударах предпочтительно использование мягкой силы, а не жесткого мышечного напряжения;
упражнения должны способствовать гармонии и оздоровлению, а не приводить к преждевременному разрушению тела; настоящее боевое искусство продлевает жизнь, а не укорачивает ее;
в результате накапливания энергии ци и умелого ее использования могут проявляться способности прилипать к поверхности, уменьшать или увеличивать вес тела, наносить энергетические удары на расстоянии;
шаолиньские упражнения разработаны на основе взаимодействия энергии окружающего пространства и человека, сочетают в себе принципы правильного питания, дыхания и релаксации.
3. В философском плане шаолиньская система опирается на гармонию первоначал в человеке, правильные движения достигаются благодаря успокоению ума. Основа практики тела – управление энергией ци, а основа управления энергией ци – очищение сознания.
Принципы Шаолиня - опора на взаимодействие, а не на конфликт, превращение соперника в партнера и стремление к слиянию с ним.