Главная  Клуб  Монастырь  Мастера  Кунфу  Цигун  БУДДИЗМ  Китайский язык
Тексты  Таолу  Видео  Оружие  Фотогалерея  Прайс  Новости  Форум  GuestBook

Интервью с учителем Юн Вэнем


Руководитель Русского Центра Ушу в Шаолине Анатолий Ковган (A. K.) побывал у своего учителя, известного мастера традиционного ушу, одного из последних носителей традиционной техники шаолиньских монахов - Ши Юн Вэня (Y.W.) и задал ему несколько вопросов.


A. K.: - Здравствуйте, уважаемый учитель!
В Китае и за его пределами Вы известны как ученик великого мастера Дэ Кэня и носитель техники лохань-цюань, хранитель многих секретов Шаолиня и как автор многих книг, посвященных шаолиньскому ушу. Расскажите немного о начале своего Пути.

Y.W.: - Ушу я начал заниматься еще в детстве, с очень раннего возраста, под руководством своего отца, знаменитого мастера шаолиньского ушу. Как известно, Шаолинь за последние два века своей истории много раз подвергался разрушениям. После пожара 1928 года в Шаолине многие мастера разошлись по Китаю и некоторые старые техники Шаолиня сохранялись только в недрах семейных стилей. Многие «мирские» мастера сохраняли эти техники не хуже, чем шаолиньские монахи. Мой отец как раз и был хранителем нескольких шаолиньских стилей. Например, стиля Сань-фа-цюань, стиля Чху-ань-цюань. Эти стили были известны еще со времен Минской династии и во времена борьбы с маньчжурами. Впоследствии, после запрещения маньчжурами шаолиньского ушу, они держались в секрете. Именно их и передал мне отец, а так же ряд других техник, которые хранились в нашем роду. С детства я проявлял интерес к буддизму и поэтому в возрасте 18 лет принял решение начать тренировки в монастыре Шаолинь, т.к. хотел не только тренировать ушу, но и принять буддийские обеты и стать монахом.

A. K.: - Что же представлял из себя Шаолинь в то время? Я слышал, что монастырь был очень разрушен после пожара, там жило всего несколько пожилых монахов.

Y.W.: - Да, действительно, Шаолинь был совсем иным…Сейчас это огромный красивый храм с прекрасным парком, тысячи туристов посещают его каждый день. Во времена культурной революции это был полуразрушенный храм. В нем жило только девять монахов. В те времена занятия ушу не поощрялись, а носителей традиционной китайской культуры преследовали хунвейбины. Всем монахам было приказано уйти из монастыря. Те, у кого остались родные, уехали к ним. А одинокие монахи остались при монастыре или поселились в окрестных деревнях. Например, учитель Су Си ушел вначале в Сиань, а потом вернулся в монастырь и жил в Шаолине. А учитель Дэ Чань, последний специалист по шаолиньской медицине, работал медиком в одной из деревень в сторону Лояна.

A. K.: - Под чьим руководством Вы изучали ушу в Шаолине?

Y.W.: - Я занимался у многих: у учителя Су Си, учителя Мьяо Сина. Но своим главным учителем я считаю монаха Ши Дэ Кэня – живую легенду шаолиньского ушу 20 века. Именно он считался в то время главным специалистом боевых искусств Шаолиня. Он в совершенстве знал более 100 стилей и владел многими секретами шаолиньского гуна. Неоднократно защищал честь Шаолиня в боевых поединках. К тому же, это был не просто боец, но и человек редкого ума и благородства. Это могут подтвердить его многочисленные ученики. Большинство лучших мастеров шаолиньского ушу нашего времени учились у него.

A. K.: - Вы говорили, что Дэ Кэнь последние годы своей жизни жил не в Шаолине. Как же происходил процесс Вашего обучения?

Y.W.: - Поскольку началась культурная революция, мне пришлось оставить мысли о монашестве. Ведь не только Шаолинь, но и все монастыри были закрыты, а монахам было приказано заняться «общественно-полезным трудом». Дэ Кэнь был отправлен на работы, связанные с вредным химическим производством. Из-за чего у него впоследствии и началась болезнь легких. Я не мог жить рядом с учителем, т.к. преподавание ушу ему было запрещено. Я вернулся домой и практически каждый день навещал учителя, беря у него тайком уроки. Так же по его совету я занимался у его лучшего ученика Ян Куй Ву, которого я считаю своим старшим братом. Я упорно тренировался под руководством учителя практически до его последних дней.

A. K.: - Сохраняются ли заветы старых мастеров среди учеников Вашей собственной школы?

Y.W.: - Программа тренировок в моей школе состоит только из традиционных методик, причем большинство из них в самом Шаолине уже давно забыто. Вы наверное слышали, что многие мастера ушли из Шаолине после его коммерциализации? Например, сейчас у нас делается упор на изучение стиля тун-бэй-цюань, лиу-хэ-цюань и синь-и-цюань. Так же основательно изучаются традиционные виды Шаолиньского оружия: шест, меч, пика и так далее. Причем в преподавании я делаю упор на практическую сторону шаолиньского кулака, т.е. на изучение боевых аспектов каждого приема – этого как раз и требовала старая шаолиньская техника. В обучении каждый традиционный мастер должен исходить из двух принципов: «не утрачивать традиции» (bu shi chuan) – передавать знания в руки проверенных учеников, которые упорно и старательно будут осваивать технику, надежно сохранять ее для будущих поколений; «не продавать искусство» (bu mai shu) – это значит, что никаких денег не хватит, чтобы получить истинное знание, настоящий мастер всегда должен быть свободен от желания обогатиться за счет своего искусства. Иначе учитель не сможет излагать знания чистым образом, так, как требует того буддийская традиция.

A. K.: - Расскажите о связи буддизма с Шаолиньским ушу.

Y.W.: - Связь здесь прямая, т.к. шаолиньское ушу возникло в русле буддийской традиции и без нее немыслимо. Я вижу, что современное преподавание ушу очень сильно отходит от этого принципа. На первый план выходит желание заработать денег, красиво выступить, добиться известности, решить проблемы со здоровьем. На самом деле, согласно истинной шаолиньской традиции, все это вторично, это – в старом Шаолине называлось «сбиться с пути». Сейчас мало кто понимает в этом….. Буддийская традиция требует, в первую очередь, тренировки мысли, чистоты ума и искренности сердца. Изначально монахи вовсе не стремились заниматься боевым искусством, оно им вовсе ни к чему – ведь буддисту чужды мирские стремления к выгоде или победе в соревнованиях. В традиции самого основателя Бодхидхармы упражнения служили средством воспитания ума через тело, воспитания сознания «внешним» действием, т.к. в чань-буддизме сознание нигде не имеет опоры и нигде не проявляется, кроме как в действиях тела. Кунфу же делает тело не только выносливым, крепким, энергетически наполненным, способным переносить большие нагрузки. Главный его результат – это воспитание «непобедимого» ума (wu xian xin) на основе «чистого сознания» (zhen xin). «Чистое сознание», согласно буддизму, зарождается в медитации на сострадании и помощи всем живым существам (da zhung da bei xin). Например, трактат Бодхидхармы «И-цзинь-цзин» - это секрет работы мысли, а потом уже энергии и тела. Хотя несомненно так же, что Бодхидхарма прекрасно разбирался в медицине. Основы чань-буддийской философии в Шаолине из века в век составляли три трактата: Сутра Праджняпарамита , Сутра Шестого патриарха и Ланкааватара-сутра, которую оставил сам учитель Бодхидхарма.

A. K.: - Сейчас распространилось мнение, что Бодхидхарма вовсе не занимался ушу. Что Вы думаете по этому поводу?

Y.W.: - Да, некоторые исследователи ставят под сомнение авторитет Первого патриарха в этом вопросе. Но это от неглубокого знания шаолиньской традиции. Сейчас очень сильно желание «очистить кунфу от буддизма». В результате шаолиньское кунфу вообще вырождается в спортивные единоборства, утрачивается исконное понимание Шаолиня как места совершенствования сознания (xiu xin). Учитель Бодхидхарма заложил идею упражнений как практику ума, в его учении говорится о двух путях: пути ума и пути действия. А так же говорится о том, что смысл не может быть передан с помощью книжного обучения (bu li wen zi), только «от сердца к сердцу, чистым умом и совершенным действием». Шаолиньские упражнения и есть такое «совершенное действие». Сохранилась техника, которая называется «18 рук лоханей прежнего неба», которая была оставлена в монастыре Бодхидхармой. На ее основе и развилось шаолиньское ушу. К тому же, он в совершенстве владел индийскими боевыми системами. Конечно, многочисленные стили шаолиньского кунфу создавались и развивались полторы тысячи лет многими поколениями монахов. Но мы, буддисты, особо чтим первооснователя Бодхидхарму.

A. K.: - Я знаю, что Вы владеете многими стилями ушу. Я так же слышал, что учитель Дэ Кэнь передал Вам все 54 раздела стиля «лохань-цюань». В своих книгах Вы описываете и стиль «дань-туй», и стиль «Чао-ян-цюань», и стиль «Пао-цюань». Почему же Вы упопянули, что обучение в Вашей школе ведется по стилям «тун-бэй» и «лиу-хэ»? Вы выделяете эти стили как главные в шаолиньском кунфу?

Y.W.: - Говоря про стили «тун-бэй» и «лиу-хэ», я имел в виду те техники, которые изучают мои ученики на начальном этапе. Конечно, в Шаолине огромное количество стилей. Но многие из них не передаются «внешним» людям (bu dui wai). Они доступны лишь тем, кто находится во внутренней традиции, тем, кто близок к учителю, кто занимался длительное время. Это связано с тем, как я уже говорил, что традицию надо передавать очень осторожно, только в надежные руки. Однако, не надо думать, что есть какие-то простые или сложные стили. Различие заключается не столько в технике, сколько в подходе к тренировкам. Как я уже сказал, ученики отличаются один от другого уровнем проникновения в технику. Например, стиль «тун-бэй», который изучают у нас, вовсе не такой, какой преподается в шаолиньских школах. То, что преподается в Шаолине и его окрестностях – это вообще не шаолиньский тунбэй. Там говорится о «большом» и «малом» тунбэе. На самом деле нет никакого «большого» или «малого». Эти названия даны были случайно, по внешним признакам. Современный шаолиньский тунбэй происходит из стилей, которые функционировали в секте «Белого лотоса» еще два века назад. Настоящий же, шаолиньский тунбэй, значительно отличается от него. Каждый прием в нем имеет одиночную и парную проработку. Этот стиль употреблялся раньше для подготовки к саньшоу. Или, например, лиу-хе-цюань. Все думают, что это разрозненная техника парных туйлиэней. На самом деле это очень серьезный стиль, который имеет много как парных, так и одиночных техник. Но этого в Шаолине уже никто не помнит. Не говоря уже о стиле «дань-туй», самом важном в базовой подготовке кунфу. Он сейчас вообще не присутствует в шаолиньских школах. Дело в том, что в период восстановления Шаолиня в 80-х годах 20-го века были собраны все, кто оказался «под рукой», в Дэнфэне и его окрестностях. И на основе деревенского ушу была разработана якобы современная шаолиньская техника, а потом еще стали придумывать соревновательные комплексы, которые не имеют ничего общего ни с кунфу, ни с Шаолинем. Таким образом может произойти утрата древней шаолиньской традиции. В нашей школе мы пытаемся сохранять старые методики, бережно следуя заветам моих учителей.

A. K.: - Могут ли обучаться иностранцы в Вашей школе?

Y.W.: - В нашей школе может обучаться каждый, кто искренне интересуется Шаолинем. Мы приветствуем всех, кто хочет приобщиться к этой древней культуре, всех, кто готов серьезно заниматься шаолиньским кунфу и кого не пугают тяжелые тренировки. Китай сейчас открыт миру и поэтому не только китайцы, но и многие иностранцы приезжают в Шаолинь осваивать ушу. Лично я тоже не делаю никаких ограничений в преподавании, если вижу, что человек искренне настроен.

27 июня 2005г. Китай, Хэнань